Основные потребители дизельного топлива — железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника, дизельные электрогенераторы, сельскохозяйственная техника, а также в последнее время и легковой дизельный автотранспорт. Кроме дизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах и закалочных жидкостях, при механической и термической обработке металлов.
Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Условия смесеобразования и воспламенения топлива в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях. Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), в следствие чего удельный расход топлива в них на 25–30% ниже, чем в карбюраторных двигателях. В то же время дизели отличаются большей сложностью в изготовлении, большими габаритами. По экономичности и надежности работы дизели успешно конкурируют с карбюраторными двигателями.
- Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О° С и выше;
- 3 (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20° С и выше (тем
пература застывания топлива не выше минус 35° С) и минус 30° С и выше (температура застывания топлива не выше
минус 45° С) ; - А (арктическое) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50° С и выше.
По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:
Виды:
- I — массовая доля серы не более 0,2%; II — массовая доля серы не более 0,5% (для марки А не более 0,4%). В условное обозначение топлива дизельного должна входить массовая доля серы, а также для марки
- Л — температура вспышки, для марки
- 3 — температура застывания.
Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:
- цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;
- фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;
- вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;
- низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;
- степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;
- температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;
- наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.